Back to top

Почему необходимо контролировать уровень витамина А (ретинола) в организме?

    Просматривая сборники публикаций по химии растительных и животных соединений, физиологии и питанию за 1870-1907 Э. Макколлум обнаружил работы русского студента Н. Лунина, который в экспериментах на мышах показал, что диета, ограниченная смесью очищенных белков (казеина), углеводами, жирами и неорганическими солями, вызывала скорую гибель подопытных. Этот и подобные эксперименты тринадцати других авторов вдохновили Э. Макколлума на новую серию экспериментов по определению жизненно важных пищевых компонентов. При участии студентки М. Дэвис в серии экспериментов по включению яичного желтка в диету крысы показали способность расти и благополучно развиваться. Этот жирорастворимый нутриент назвали буквой А [McCollum, 1952, 1967].

    В настоящее время витамин А – это общее название для класса соединений с ретиноидной активностью, которые в природе встречаются в трёх основных формах: ретинол, ретиналь и ретиноевая кислота [Weeks, 2003].

    С точки зрения антиоксидантной защиты витамины А, Е и С рассматривают как синергисты. В то же время, витамины А и Е оказывают противоположный эффект на синтез простагландинов Е1 и Е2. По отношению к обмену кальция избыток витамина А вызывает резорбцию костей и декальцификацию, тогда как абсорбцию и задержку кальция вызывает его антагонист - витамин D. Витамин С, снижая содержание меди в организме, тем самым опосредованно вызывая накопление железа в тканях организма, способствует окислению витамина А. Для мобилизации витамина А из печени посредством продукции ретинол связывающего белка (РСБ) необходим цинк, недостаток которого препятствует восполнению дефицита витамина А, а также гормоны коры надпочечников. Полагают, что на превращение бета-каротина в витамин А оказывает влияние тироксин, а гипотиреоз и недостаточность коры надпочечников вызывают дефицит витамина А. При дефиците витамина А увеличивается чувствительность тканей к эстрогенам, замечено, что концентрация РСБ минимальна перед овуляторным пиком у женщин [Watts, 1991].

    Потребность в витамине А возникает уже на этапе зачатия: адекватный уровень витамина необходим для полноценного сперматогенеза, а градиент витамина А в тканях матки определяет место имплантации оплодотворенного яйца. Эмбриогенез и дифференцировка клеток протекают нормально лишь в присутствии достаточного количества витамина А, который необходим для роста и развития костной ткани [Weeks, 2003].

     Х. Козакова и другие показали, что дефицит витамина А вызывает нарушения ферментных систем в эпителиальной ткани кишечника, провоцируя дисбиоз у крыс [Kozakova, 2003]. Ряд исследователей склонны экстраполировать этот механизм на развитие летальной диареи у подростков, а также объясняют им синдром внезапной смерти у младенцев [Weeks, 2003].

    Признаками недостатка витамина А являются расстройства зрения – сухость, сниженная адаптация глаз к темноте, любые нарушения слизистой ткани, включая аллергические риниты, гастриты, язвы. Витамин А необходим для нормального функционирования иммунной системы, защищает от простуд, гриппа и инфекций дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочевых путей [Weeks, 2003].

     Имея ввиду незаменимость этого витамина для здорового долголетия, многие производители обогащают ретиноидами пищевые продукты и косметические средства. На этом фоне злоупотребление витаминными препаратами и переедание богатой витамином А животной пищи могут вызывать токсические проявления, называемые гипервитаминозом А. К симптомам гипервитаминоза относят облысение, эритему, десквамацию, миалгию, стоматиты и конъюнктивиты. Избыток бета-каротина вызывает пожелтение кожных покровов.

    Симптомы как дефицита, так и передозировки витамином А являются достаточным основанием для контроля концентрации ретинола в крови в качестве их дифференциальной диагностики. Вместе с тем, изолированное определение концентрации ретинола имеет ограниченное клиническое значение, поскольку для правильной коррекции этих состояний необходимо учитывать синергизм и антагонизм других витаминов и микроэлементов.

  1. Early experiences with vitamin A--a retrospect. McCollum EV. Nutr Rev. 1952 Jun;10(6):161-3.
  2. The paths to the discovery of vitamins A and D. McCollum EV. J Nutr. 1967 Feb;91(2):Suppl 1:11-6.
  3. Vitamin A deficiency leads to severe functional disturbance of the intestinal epithelium enzymes associated with diarrhoea and increased bacterial translocation in gnotobiotic rats. Kozakova H, Hanson LA, Stepankova R, Kahu H, Dahlgren UI, Wiedermann U. Microbes Infect. 2003 Apr;5(5):405-11.
  4. The Nutritional Relationships of Vitamin A. Watts D.L. J Orthomol. Med Vol. 6, No. 1, 1991
  5. Vitamin A and Beta-Carotene. Weeks B.S. J Orthomol. Med Vol. 18, Nos. 3 & 4, 2003